
Как помочь ребенку справиться со стрессом

Чтобы человек развивался, он должен выходить из зоны комфорта и учиться справляться с трудностями. Но снаружи детей могут поджидать неприятные сюрпризы, а еще нагрузка, с которой хрупкая нервная система не справляется. К счастью, бдительный родитель способен заметить признаки проблем и даже помочь преодолеть их. Среди проверенны рецептов - игра, практики внимательности, сбалансированное питание.
Каким бывает стресс: хороший или токсичный

Стресс - нормальная реакция организма на изменения, она помогает человеку быть адаптивным. Видишь, что Петя из старшей группы замахивается на тебя грузовичком? В теле тут же начинают выделяться кортизол и адреналин, они заводят нервную систему, сердцебиение учащается, кровь приливает к мышцам. Это позволяет повысить бдительность, ловко увернуться, перехватить грузовик или даже нанести превентивный удар пупсиком. Потом, конечно, выяснится, что Петя хотел не ударить игрушкой, а просто похвалиться. Тут все системы приходят в норму, сердце бьется ровно. В другой раз наш посетитель группы “Муравьишки” будет опытнее, а еще он будет знать, что способен справиться с пугающей на первый взгляд ситуацией. Но что происходит, если ребенок испытывает стресс и чувствует, что он находится в опасном положении длительное время, не способен с ним справиться? Гарвардские специалисты называют такой стресс токсичным. Он не только развинчивает нервную систему, подавляет иммунитет, но и вредит работе мозга: провоцирует неоправданные скачки настроения, проблемы с памятью, сложности в обучении.

Причины стресса у детей
По мнению авторитетных специалистов, сегодня дети в пять-восемь раз чаще страдают от тревоги и депрессии, чем дети, которые жили в разгар Великой депрессии. Странно, ведь сейчас мы живем гораздо благополучнее, а наши дети, вместо того, чтобы драться в подворотне или продавать газеты на углу, ходят в бассейн и в кружок робототехники. С другой стороны, темп жизни ускорился, и мы все чаще требуем от детей серьезных достижений. Вот какие вещи могут способствовать длительному детскому стрессу.
1. Раннее развитие, плотный график и прессинг академических достижений
Вряд ли кто-то из современных родителей ходил в 4 года на курсы подготовки к школе, на ментальную арифметику и потом - бегом, чтоб не опоздать - на дополнительный английский. Время, потраченное на стучание палкой по луже стремительно уменьшается, малыши все реже остаются предоставленными сами себе, и даже в детском саду у них полно структурированных занятий: “Встаньте рядком, сядьте по двое, возьмите желтый карандаш, рисуем курочку!”
2. Агрессивная медийная среда
Дети обладают тонким и восприимчивым внутренним миром. В продвинутых учебных заведениях педагоги стараются гармонизировать пространство, обогатить его природными материалами, желудями и шишечками, тихой музыкой и кинетическим песком. Однако выходя из продуманного пространства маленький человек оказывается в громком мире, где несутся и гудят машины, переливаются всеми цветами билборды, на экранах посторонние дяди и тети говорят и вытворяют странные вещи, а мама чаще ругается с телефонной трубкой, чем с тобой. Чтобы чувствовать себя спокойно в безумном мире, где любая новость доходит до вас за доли секунды, нужно быть очень крепким человеком.
3. Нет возможности выплеснуть переживания
Живя в режиме перемотки, мы недоверчиво относимся к странным детским занятиям, вроде стучания камешками по забору, раскрашиванию обоев гуашью или драки с плюшевым медведем. Что уж говорить про такое традиционное для растущего организма занятие как бег по двору с дикими воплями. Мало есть мест, где взрослые одобрят такое поведение. Таким образом, мы лишаем детей проработки негативных переживаний при помощи спонтанного активного отдыха и арт-терапии. (Да-да, малевание краской в духе раннего авангарда или фигурки из грязи - вполне себе лечение искусством. Подробнее об этом - в книге Эдит Крамер “Арт-терапия с детьми”).
4. Нехватка сна
В течение последних ста лет детям остается на сон все меньше и меньше времени. Чем насыщеннее живет маленький человек, тем раньше звонит будильник его мамы.. Недостаток сна влияет на ребенка губительным образом, в частности снижая его сопротивляемость стрессам.
5. Невозможность влиять на происходящее
Уровень тревожности человека зависит от его возможности контролировать свою жизнь. Если я могу на что-то повлиять, я чувствую себя увереннее перед лицом внезапных происшествий. Согласно исследованиям, описанным в книге Питера Грея (“Свобода учиться. Игра против школы”), проведенным с детьми от 10 до 14 лет за последние 50 лет, картина вырисовывается нерадостная. Она показывает, что локус контроля у детей с 1960 годов постепенно съезжал с внутреннего (я сам принимаю решения), на внешний (я плыву по жизни по воле случая). Одновременно с этим росло количество тревожных расстройств и нервных заболеваний.


Влияние стресса на детей. Что со всем этим делать?
Хорошая новость состоит в том, что родитель может помочь ребенку справиться со стрессом практически всегда: защищать от чрезмерного воздействия, быть вместе и успокаивать, когда ребенку трудно, а также вести конструктивный разговор об эмоциях, что поможет прокачать младшему социальные навыки и самоконтроль.
1. Наблюдайте
Внимательный взгляд может заметить признаки стресса у ребенка, с которым он не справляется. Это особенно актуально, когда человек идет в новую школу, участвует в череде спортивных состязаний и олимпиад или переживает семейные неурядицы (бабушка болеет, а папа и мама намекают на развод). Американская педиатрическая академия относит к таким признакам негативные изменения в поведении, когда, например, человек любил сочинять сказки про принцесс, а теперь слышать о них не может. Или же он стал необычно раздражительным и капризным, чуть что - сучит ногами и впадает в истерику, стал очень беспокойным, начал есть и спать непривычно много. Вполне вероятны физические симптомы реакции ребенка на стресс, вроде боли в животе, головной боли, тошноты, причем, прямо перед уроком математики эти симптомы усиливаются.
Маме на заметку:
Clinutren Junior поддержит нервную систему, иммунитет и организм ребенка в периоды стрессов и высоких нагрузок, поможет обеспечить сбалансированное питание ребенка.

2. Будьте рядом и поддерживайте
Когда заботливый взрослый рядом, ребенок ощущает поддержку и готов справляться с такими невзгодами, которые были ему не по плечу, пока мама стояла на кухне. Тот родитель, которые стоит рядом и постоянно подбадривает: “Да, Коля! Все получится! Ты можешь прочитать это предложение!”, оказывает малышу неоценимую помощь. Нейропсихологи уверяют, что, если человек знает, что он может обратиться за помощью, он чувствует себя компетентнее, а стресс из неконтролируемого превращается в контролируемый. Иногда нам нужно просто лишний раз продемонстрировать готовому опустить руки малышу прошлый успех: “А помнишь, ты тоже боялся выступать со стихотворением? А потом вышел и сорвал овации?”
3. Практики внимательности для снятия стресса у детей
В последние несколько лет майндфулнес - сугубо практическая медитация, очищенная от религиозной составляющей - стала широко применяться и вводиться даже в школьную программу. Выгоды нетрудных медитативных упражнений для детей неоспоримы: при помощи них лечат тревожные расстройства, СДВГ, помогают детям с проблемами аутического спектра. Умение вовремя расслабиться или сосредоточиться, обратить внимание на свое тело спасает от негативных мыслей и учит саморегуляции. Существует множество упражнений для детской медитации (напр. книга Элин Снель “Я спокоен и внимателен, как лягушонок”), почти все они начинаются с дыхания. Когда расстроенный пятилетка ложится на спину, кладет себе на живот маленькую плюшевую игрушку- дыхательного друга, и медленно его качает - он практикует майндфулнес, тем самым избавляя себя от пережевывания тяжелых мыслей.
4. Представьте пространство для творчества и спонтанной игры
Дети преодолевают тревогу, перенеся ее в безопасную ситуацию - в игру. Если ваш малыш превратился в чудовище и выпрыгивает из шкафа, завернувшись в простыню, стоит только порадоваться - он учится не только ловким прыжкам и дьявольским воплям, но и бороться со страхами, управлять ими. Игра жизненно необходима детям для психического здоровья (С.Браун, К.Воган, “Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье”), даже в том случае если в ней все стреляют из воображаемых пистиков или выпускают паутину из ноздрей. В то же время игра помогает ребенку вылезать из кокона послушного управляемого ребенка и учиться контролировать игровой процесс, ведь здесь нужно принимать решения, разруливать проблемы, соблюдать правила, договариваться и пробовать себя в разных необычайных ролях: начальника мирового зла и победителя великанов.
Впрочем, и компьютерные игры здесь окажутся кстати. Геймдизайнер Дж.Макгонигал в книге SuperBetter рассказывает об эксперименте, проведенном в американской больнице. Детей, которым предстояла операция, успокаивали разными способами: клоуны, книги, музыка, кино… Ни один способ снятия тревоги и напряжения не оказался столь же эффективным, сколь портативные игры на приставке. Что характерно, и после хирургического вмешательства игры оказывали на детей более впечатляющее успокаивающее действие, чем даже успокоительные таблетки.
5. Ищите способы снятия стресса вместе с ребенком
У каждого из нас существуют свои способы борьбы с эмоциональными проблемами: кто-то сидит в ванной, кто-то слушает музыку или пишет акварели, кто-то дубасит подушку. Предлагая человеку сделать выбор и найти занятие, от которого ему станет легче, мы помогаем ему стать еще немного более компетентным и заодно прислушаться к себе. Возможно, нашему ребенку сейчас нужно, чтобы мы завернули его в одеяло и посидели с ним обнявшись, а может и нет - надо срочно собраться и поехать гладить лошадок на конюшню. К сожалению, информации конкретно о вашем ребенке пока нет ни в одной статье мира.
Но вы всегда можете написать ее сами.